09.09.23
Первым рубрику открывает Саша Браулов — петербургский автор, работающий в технике вышивки. На ярмарке Саша представит избранные работы из масштабной серии «Архитектура авангарда», которая на сегодняшний день насчитывает более 250 произведений. Серия обращает внимание на уникальную советскую архитектуру 1920-30-х годов и включает в себя нереализованные проекты, утраченные памятники архитектуры, а также постройки, сохранившиеся до наших дней.
Мы побывали в гостях у Саши, а затем отправились с ним на прогулку и стали свидетелями того, как воплощается в жизнь стрит-арт серия «Вышивка на прогулке в Коломне». Читайте в нашем материале о новых сериях вышивок, вдохновении, пришедшем в Архангельской области, и о любимом районе Петербурга.
Большинство работ ты создаешь дома. Твоя семья как-то участвует в процессе?
Жена Нася особо не вышивает, младшей дочери Иларии всего 2 года, а вот со старшей дочерью Фанни недавно мы договорились сделать совместную серию – она будет рисовать, а я по этим эскизам вышивать. Она тоже пробовала вышивать, но это долгий процесс, потому что нужно постоянно менять нитки, а она пока не умееть их вдевать в иголку. Это и мой самый нелюбимый момент в работе, когда заканчивается нитка и нужно сделать узелок, отрезать, достать новую нитку, вдеть ее, завязать новый узелок и только после этого продолжить.
Судя по твоим соц.сетям кажется, что ты каждый день создаешь новые работы.
Да, фактически так и есть.
Не возникает желания отдохнуть или уйти в маленький отпуск?
На данный момент нет. Моя бабушка говорит: «Я отдыхаю, когда работаю», и я с ней полностью согласен (смеется). У меня есть основная работа, которой я занимаюсь 5 дней в неделю с 9 до 18 часов. Работа художника, как правило, не может обеспечить стабильный заработок — сегодня люди готовы покупать твои работы, а завтра этого может не произойти. Мне не хочется концентрироваться исключительно на вышивке. Должно происходить какое- то переключение. Сейчас вот учусь играть на саксофоне, например. Может быть через какое- то время перестану вышивать и займусь музыкой.
Есть ли у тебя коллаб мечты с каким-нибудь художником?
Мне интересно делать проекты по предметному дизайну с женой. Они у нас получаются сильными как раз благодаря совместной работе. Для этого необходимо творчески ужиться с человеком, и результат может оказаться значительно круче, что логично. Если говорить про взаимодействие с другими художниками, у меня был положительный опыт совместной работы с американской художницей Луизой Колдуэлл для фестиваля «Арт-Проспект». Мы подстроились под общую идею, и каждый сделал свою часть с разрушающимися зданиями в Петербурге и Нью-Йорке. Затем сшили наши половинки. Сейчас не думал о новых совместных проектах потому что параллельно начал две серии про Гонконг: архитектура и кинематограф.
Надо подумать относительно коллаборации... Можно сделать работу с каким-нибудь стрит - артистом. Например, были отличные граффитисты Zoom и Паша 183. Еще мне нравятся работы петербургского художника Владимира Абиха. Либо сделать что-то с кем-нибудь из вышивальщиков или вышивальщиц. Есть Виталий Тюрлик, например.
Расскажи подробнее о новых сериях про Гонконг.
Я составил список из 50-60 фильмов, которые хочу посмотреть или смотрел в детстве. Далее сделал заготовки кадров, по которым планирую вышивать. У меня есть воспоминание из детства — в 1990-х кто-то из соседей поставил себе антенну и каким-то чудом у нас на телевизоре появилось кабельное телевидение. А там Леонид Володарский со своим голосом озвучивал крышесносные азиатские фильмы, и мы с братом их смотрели. И еще с Гонконгом у меня связано много теплых воспоминаний. Мы несколько раз там были с женой и провели медовый месяц.
Сейчас хочу начать серию с вдохновляющими историями и назвать её «Случайный или неслучайный герой». Идея пришла месяц назад после того, как посмотрел видеоролик, где в 1996 году в Румынии худой 15-летний парень спас мальчика, который упал в трубу. Я подумал, что мальчик реальный герой, хотя может на тот момент этого и не осознавал. Меня подбадривают такие истории. В детстве мне всегда хотелось сделать что-то героическое, помочь кому-то.
Как появидась идея о серии «Вышивка на прогулке в Коломне». Придумываешь ли сюжеты заранее и как выбираешь места?
Идея с уличной вышивкой ко мне пришла пару лет назад, но я все не мог собраться из-за других проектов. В марте-апреле прошлого года решил, что можно начать что-то делать в этом направлении. Закончил большую работу с домом Наркомфина и у меня осталась 1 небольшая вышивка размером с ладонь. Подумал, что можно ее использовать, пошел на улицу и наклеил на стену. Это был добрый сюжет с девочкой и дедом Морозом, которые держались за руки. С этого и началась серия. Далее стал добавлять в работы какие-то поддерживающие цитаты, высказывания, чтобы проходящий мимо человек мог прочитать и порадоваться. Как правило, идеи для вышивок приходят спонтанно. Я очень люблю музыку и в последнее время активно слушаю российских исполнителей. Поэтому в своих работах часто использую фразы из песен групп «СПБЧ», «Арсений Креститель» и «Дом престарелых аутистов». На создание маленьких уличных работ уходит от получаса до двух дней. Вышивки клею на двухсторонний скотч и стараюсь их размещать на таких объявлениях, как «Отдых» и «Избавим от наркозависимости».
А нет ли желания отправиться с этой серией в другие районы или города?
Было лишь два исключения. Первое — это съёмка для НТВ в проекте про творческих людей Петербурга. Мы снимали здесь, в Коломне, а затем поехали на «Камчатку», где работал Виктор Цой. У меня есть серия работ с музыкальными группами и для сюжета я разместил на стене вышивку с цитатой Цоя. Второе исключение случилось для Винзавода в Москве, где в рамках биеннале «Артмоссфера» я сделал большую работу «Дом» и на территории расклеил маленькие вышивки. А так все здесь, Коломна — лучшее место в мире.
А какие места в Коломне твои самые любимые?
Сложно сказать. Когда любишь кого-то, ты же не выбираешь его отдельную часть – только руку или ногу. Например, в Коломне мне нравятся так называемые «жирафы» – адмиралтейский верфи. Когда смотришь на Свято-Исидоровскую церковь с куполами, за ними видны эти индустриальные краны-жирафы и получается интересный вид. Еще мне очень нравится площадь Тургенева, образующая уютный уголок. Здесь ходит трамвай №3, у него клевый маршрут, и он проезжает прямо по центру улицы.
Сейчас на нашей групповой выставке «Путешествие к дому» можно увидеть твои крупноформатные работы – это увеличенная версия уличной серии или что-то новое?
Не назвал бы серией. Скорее это отдельные работы. Возможно просто незаконченный триптих (смеется). Я сейчас увлекся православной иконой, и это отсылка к иконографическим образам. Мы с семьей ездили на Север через Архангельскую область, Карелию, смотрели деревянные церкви и фрески. Я подумал, что через это вдохновение можно создать новые вышивки, и ты как раз написала, что на выставку как можно быстрее нужны работы (смеемся). Решил, что вернемся с поездки и будет еще две недели, а потом смотрю и понимаю, что перепутал даты и осталось всего 4-5 дней до открытия.
Да, я очень извиняюсь...
А я наоборот люблю, когда сжатые сроки и надо что-то хреначить, потому что иначе это будет растягиваться. Когда нет жестких сроков, ты будешь откладывать и откладывать.
«Милости просим» – отсылка к архангелу Михаилу, который стоит у ворот Рая и решает кого пропускать, а кого нет. Он стоит с распростертыми объятьями и улыбкой на лице. А вторая часть «Входа нет» — это озлобленный демонический образ с дубиной. На протяжении всего пути к дому встречается множество различных персонажей: кто-то готов помочь и поделиться последним куском, а кто-то не пустит и на порог. Это отчасти и такой заключительный этап в путешествии домой – один вернётся и его примут, а кто-то возможно уже никогда не сможет попасть обратно.
Если бы можно было прямо сейчас построить или отреставрировать три любых здания из серии «Архитектура авангарда», каким повезло бы больше всех?
Много чего хочется восстановить или воплотить. Про архитектуру можно говорить часами. Есть проблема с Ушаковскими банями, построенными в 1930-е годы. Сейчас они разрушаются и уже несколько раз горели. Были какие-то инициативы по восстановлению, но бани просто обнесли забором, забили окна и они продолжают стоять — кардинально проблему не решили. У меня есть идея провести там какое-нибудь мероприятие — например, вышить баню зимой на плэнере.
Еще можно реализовать проект института библиотековедения имени Ленина, придуманный Иваном Леонидовым в 1930-е годы. В то время это все осталось бумажной архитектурой, а сегодня появились технические возможности. И проект летающего города, придуманный Георгием Крутиковым в 1930-е годы. Хоть это и невозможно на сегодняшний день.
Скоро мы всей командой поедем в Москву на ярмарки blazar и Cosmoscow. Какие места советуешь посетить?
Дом Наркомфина — один из примеров того, как из здания, которое находилось в ужасном состоянии, можно сделать конфетку. У этой истории был большой резонанс, реставрацией занимался внук архитектора Моисея Гинзбурга, и команда получила кучу премий. Если не были, ГЭС-2 — отличный проект с точки зрения того, как из здания в плачевном состоянии можно сделать место притяжения. Ну и Винзавод.
Превью ярмарки для коллекционеров и арт-профессионалов состоится 28 сентября. Публичные дни ярмарки с 29 сентября по 1 октября.
До встречи на стенде DiDi Gallery — Б14 в секции Main (База).
Фото: Элик Яфаров